Результаты одного из социологических исследований, проведенных «Высшей школой социальных отношений», красноречиво говорят о том, что 60 % специалистов социальных учреждений региона остро нуждаются в повышении своей квалификации, углубленном изучении конкретной специализации. Поэтому, с 2005 года, в нашей организации работают курсы по программам подготовки, переподготовке и повышению квалификации дополнительного профессионального образования и профессионального обучения, которые ставят своей целью дать слушателям современные знания, необходимые для работы в социальной сфере, на базе определенного образования и опыта.
Занятия по социальной психологии, педагогике, конфликтологии и коммуникациям выливаются в профессиональные диспуты, поскольку многие специалисты желают получить ответы на конкретные вопросы, разрешить трудные социальные ситуации, встречающиеся в их практической деятельности.
Небольшой пресс-опрос показал необходимость и значимость такому повышению квалификации. На вопрос «Какие качества в специалисте по социальной работе вы считаете главными?» почти все ответили, что коммуникабельность, профессионализм, доброжелательность и толерантность к клиентам социальных услуг.
А О.П. Семенова считает, что еще очень важны уважение к мнению другого человека и ответственность. Д.В. Бутенко, отметил, что он узнал на занятиях как выявить первопричину внутреннего конфликта человека – то главное, что необходимо для решения проблемы. Н.П.Губанова, воспитатель ЦСРН с. Городок, считает важным получить достаточно знаний, чтобы научиться корректировать самооценку ребенка. В.А. Косырева, выпускница ХГУ, высказала мнение, что «знания на курсах подаются так концентрированно, что нельзя выбросить ни одного слова и все - с первой до последней лекции – можно и нужно применить на практике, в общении с другими людьми».
На вопрос о соотношении опыта и знаний, необходимых для полной реализации в профессии социального работника, все ответили – 50/50. Такое же единодушие вызвал вопрос о значимости практических тренингов по разрешению социальных проблем и коммуникациям.Всем слушателям курсов запомнилось и понравилось занятие, когда, в процессе беседы с молодыми людьми– выпускниками школ, они смогли «выявить» социальные проблемы «отцов и детей», одиночества и непонимания.
Молодые люди, выпускники школ, участвующие в практическом тренинге вместе со специалистами по социальной работе, попали в «ВыСОт» не случайно. Они представляют еще одно направление деятельности нашего образовательной организации – курсы допрофессиональной подготовки. Эта программа обучения ставит своей целью дать определенный набор начальных знаний, чтобы помочь абитуриенту в выборе профессии. Курс дифференцированный и объединяет в себе дисциплины по всем лицензированным специальностям ФГОС СПО. И конечно, формы проведения занятий с выпускниками школ – ролевые игры, дискуссии, практикумы, тренинги. Такой, качественно новый подход к работе с будущими абитуриентами, может, на наш взгляд, решить проблему правильной профессиональной ориентации. Выпускники школ приходят к нам с теми знаниями и мировоззрением, которые дает им школа. У многих глубокие прочные знания, аналитическое мышление, широкий кругозор, и только единицы имеют представление о той специальности, которую хотят получить. А ведь, личность юноши или девушки уже сформировалась, и очень важно, чтобы их индивидуальные качества, характер, психотип соответствовали выбранной профессии, которая, в конечном счете, определит дальнейшую судьбу.
Поэтому, работа на курсах допрофессиональной подготовки в «ВыСОт» начинается с пресс–опроса, выявляющего уровень и установки абитуриентов. На вопрос «Что в специалисте важнее: набор знаний или личностные качества?» все ответили – и то, и другое. А вот Александр Мефтахутдинов из СОШ №15 с. Быстрая (ныне уже наш выпускник) написал, что умение грамотно говорить, коммуникабельность все же главней.
Своего будущего преподавателя абитуриенты хотели бы видеть не только высококвалифицированным, но и добрым, понимающим, отзывчивым. В общем, не только специалистом, но и другом – наставником. Многие школьники считают, что на рынке труда уже не востребованы сегодня юристы и экономисты, а специалисты социального направления- необходимы. Всем слушателям курсов допрофессиональной подготовки очень понравился практический тренинг по социальным коммуникациям, который проводился совместно со специалистами социальных учреждений, где они смогли, в процессе разговора, выяснить личностные качества собеседника. Алёна Бутенкова написала в анкете, что одно это занятие разрешило проблему ее застенчивости в общении со взрослыми людьми.
А это значит, что у молодых людей начался сложный, но необходимый процесс познания мира, себя, человеческих отношений, который обязательно должен привести к правильному выбору жизненного пути.
Видим - Пишем - Издаём...
Ещё одним из видов деятельности "ВыСОт" является совместная редакционно-издательская работа студентов и преподавателей. Это работа направлена на творческое созидание, а также видение и понимание целостности социальной и образовательной среды. Каждый студент или преподаватель может издать свой исследовательский, методический или научный труд, предварительно доказав его актуальность и нужность, теоретическую и практическую значимость. Сегодня наша школа уже издаёт: Газету для студентов и преподавателей "ВыСОта"; Сборники научных статей и тезисов к докладам; Авторефераты выпускных квалификационных работ; Учебные и методические пособия; Научные труды.
Мы возьмём свою "ВыСОту" !!!
Наше время переживает сложную Реформу образования. Очевидно одно: большое количество специалистов невысокого уровня, которыми переполнился российский рынок труда, не может дать интеллектуального и творческого потенциала, необходимого для дальнейшего успешного экономического развития страны. Необходим качественно-новый подход к образованию, который позволит подготовить профессионалов, соответствующих «духу времени». А для этого нужно, прежде всего, увеличить срок образования специалиста- о чём активно говорится сегодня со всех высоких трибун.
Высшая школа социальных отношений нашла другой путь решения проблемы. Ученые «ВыСОт» разработали проект создания «Социально-образовательного комплекса», содержание которого предполагает организацию единого образовательного пространства по схеме: детский сад- начальная школа- гимназия- колледж- институт. Мы считаем, что, воспитывая специалиста в такой системе, начиная с пяти лет, можно не только дать поэтапно профильные знания, но и «привить» нравственные и моральные качества, необходимые для работы в социальной сфере. Кроме того, «Комплекс» решит другую, не менее важную проблему- трудоустройство своих выпускников. Будут созданы Центры различных направлений, в которых остро нуждается население города и региона: "Культурно-оздоровительный центр пожилых и инвалидов"; "Центр трудовой занятости подростков"; "Центр детской социализации" и другие. Конечно, такие структуры организации станут местами производственных практик и профессиональной деятельности выпускников «ВыСОт». "Центр дополнительного образования и повышения квалификации" будет продолжать активную работу в этой системе.
Таким образом, «Высшая школа социальных отношений» определила свою перспективу решения проблем социальной сферы, и сделает всё возможное, чтобы претворить её в жизнь.