Мы живем в сложное неоднозначное время, время больших возможностей, которое дает шанс реализовать смелые неординарные проекты.
Высшая школа социальных отношений начала свою деятельность в 2002 году и поставила целью реализовать несколько социально-значимых программ, направленных на качественное улучшение социальной сферы Юга Красноярского края. Задача масштабная и трудновыполнимая без поддержки государства. И всё же, проделана огромная работа, результаты которой подтверждают правильность и своевременность выбранного пути. Как говорится: «Дорогу осилит идущий»…
Мы хотим рассказать о своих достижениях, которые могут сложиться в систему, направленную на то, чтобы сделать наше время более предсказуемым, а общество - цивилизованным.
Профессионалы - для социальной сферы Края
Социальные учреждения города Минусинска и Юга края испытывают острую необходимость в высококвалифицированных специалистах. Об этом говорит не только общая социальная ситуация в регионе, но и результаты социологических исследований, которые проводит периодически наша организация. В опросе участвуют респонденты двух возрастных категорий: молодые люди 14-18 лет, которые являлись участниками Региональных научно-практических конференций студентов и школьников, и специалисты социальных и образовательных структур в возрасте от 35 до 50 лет, проходившие обучение на ежегодных научно-практических семинарах нашего учреждения. Почти все респонденты сказали о необходимости качественно - нового подхода к подготовке специалистов для социальной сферы Края, а некоторые даже считают, что если кардинально не изменить ситуацию, через несколько лет, из-за «социальной необразованности», может возникнуть необратимый процесс «социальной деградации и агрессивности общества».
Высшая школа социальных отношений, открывая свою первую ступень – среднего профессионального образования, провела большую работу по систематизации и анализу существующих форм обучения и определила единственно-верную: практико-ориентированный подход к образованию специалиста. В результате, выпускники, пройдя за время обучения двенадцать учебных и производственных практик, смогли не только получить знания, умения и навыки, но и выработать в себе моральные и этические качества, необходимые именно для этой профессии: высокую меру ответственности, коммуникабельность, доброту и сострадание. Не говоря уже о том, что многочисленные практики, которые высоко оцениваются руководителями организаций, кроме накопления опыта деятельности по выбранному профилю, определили место работы многим выпускникам еще во время учебы.
Следующей особенностью обучения стали авторские программы, разработанные преподавателями Высшей школы социальных отношений, которые имеют огромное значение и просто необходимы для формирования профессиональных качеств специалиста. Например: «Научная организация труда», «Методика воздействия и влияния на социальное поведение человека», «Социальные коммуникации в средствах массовой информации» и другие. Правильность такого направления подтвердил профессионализм наших выпускников, успешно работающих в социальных учреждениях Краснояского края и за его пределами.
Конечно, такая школа не могла возникнуть и сделать первые решительные шаги без автора, инициатора и вдохновителя. Им стал наш ректор, кандидат педагогических наук, заслуженный педагог – Виктор Николаевич Абросимов. Он собрал вокруг себя единомышленников, которые ясно видят цель и знают, как реализовать поставленные задачи.
Вообще, у нас царит дух демократизма и взаимопонимания. Часто проводятся анонимные и «открытые» опросы студентов с целью выявления их желаний, стремлений и потребностей. Одно из них - анкетирование под названием «Преподаватель глазами студента», показало какие личностные качества студенты хотели бы видеть в своем любимом преподавателе. Распределились они следующим образом: высокий интеллектуальный уровень, доброта, отзывчивость, индивидуальный подход к каждому студенту, доброжелательность, чувство юмора. Студенты определили рейтинг первых четырех преподавателей, соответствующих этим качествам: В.Н. Абросимов- специальные дисциплины, Т.В.Гуренок- экономика и менеджмент; Т.С. Чуйкина- русский язык и культура речи и В.В.Кузнецов- естественнонаучные дисциплины.
Безусловно, высокая квалификация преподавателей играет первостепенную роль в усвоении и накоплении базы знаний студентов. Поэтому, учащиеся приветствуют нетрадиционные методы преподавания: проблемные лекции, диспуты, ролевые игры, психолого-педагогические тренинги. Таким образом, форма обучения в Высшей школе социальных отношений приобрела индивидуальность, которая, как нельзя лучше, может воспитать специалиста, максимально приближенного к специфике социальной сферы.
Формула успеха
«Обучение + воспитание = социальные коммуникации» - такая лаконичная формула определила, в конечном счете, содержание нашей образовательной организации. Сегодня часто говорят о том, что даже самые глубокие и прочные теоретические знания не гарантируют молодому специалисту достойное место на рынке труда. Навыки коммуникации, гибкое аналитическое мышление, готовность понять и принять сложные экономические изменения в обществе – вот характерные черты личности неординарной и социально-активной, которая сможет реализовать себя в нашей суровой действительности.
Ставя перед собой такую сложную задачу, Высшая школа социальных отношений большое внимание уделяет организации встреч своих студентов с лидерами различных политических партий, членами религиозных конфессий, общественных организаций, а также актерами, художниками, писателями. Цель таких мероприятий – выработать умение строить диалог с представителями самых разных социальных слоев населения.
Необходимо сказать, что эта форма воспитания сразу показала уровень студентов: независимо от характера встречи - острая политическая дискуссия или лирический задушевный разговор - будущие специалисты проявляли большую активность, показывая не только свои знания, но и такт, уважение к гостям любого общественного уровня.
На протяжении всех лет профессиональное воспитание нашего учреждения связано с приобретением социального опыта студентами, которые максимально раскрывают свои способности.
Особенно ярко это проявляется на традиционном празднике «Масленица», который весело и шумно проходит на сосновой опушке. Народный праздник стал не только отдыхом от учебы, но и знаменательным событием, поскольку гостями празднования являются воспитанники Центра социальной реабилитации несовершеннолетних.
То есть, будущие социальные работники имеют уникальную возможность пообщаться с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, применить свои профессиональные знания, умения и навыки. Понимая всю меру ответственности, студенты создают для своих маленьких друзей атмосферу взаимопонимания, комфорта, тепла и веселья.
Воспитание специалиста в «ВыСОт» (так называют студенты Высшую школу Социальных Отношений) неразрывно связано с обучением. Только так можно сформировать необходимые для этой профессии коммуникации, которые определяют успешную деятельность в любом социальном направлении.
Наука- путь в будущее "ВыСОт"
Без научных достижений невозможно двигаться вперед в любой профессиональной области. Научно-методический центр «Высшей школы социальных отношений», за много лет своей работы, накопил опыт по трём направлениям деятельности. Во-первых, за этот период, с большим успехом проходят ежегодные научно-практические семинары для работников социальной сферы Юга края. Ведущие специалисты социальных учреждений Минусинского, Шушенского, Ермаковского и Курагинского районов имеют возможность не только собраться вместе и обсудить наболевшие проблемы, но и получить научные знания по многим специфическим темам: экспресс-проективная диагностика; социализация личности как психолого-педагогическая практика; особенности технологий образовательной работы с детьми, подростками девиантного и деликвентного поведения; управление на основе энергитической системы человека и другие. Руководители семинаров – кандидат психологических наук Ю.В.Туркин и кандидат педагогических наук В.Н.Абросимов смогли профессионально «донести» свои знания и опыт до слушателей, ведь, занятия проходят в форме тренингов, групповых дискуссий, научного исследования и проектирования. Все участники семинаров отмечают в анкетах высокий научный уровень содержания семинаров, делятся своими «открытиями»: Н.И.Скибина, социальный педагог Новоозерской школы, узнала много нового о методике прогнозирования конфликтов в школьной среде; Т.А.Донченко, специалист Минусинского детского дома, заинтересовалась конструированием образовательной среды; А.Н.Горченко, социальный педагог из Теси, отметила не только доброжелательность и профессионализм руководителей семинаров, но и их мужество, поскольку они взялись за проблему, которой никто не занимался раньше. Общее предложение слушателей - организовать на базе «ВыСОт» Региональный координационный научно- методический Совет по проблемам социальной деятельности.
Вторым направлением научной работы стали традиционные Региональные научно-практические конференции студентов и школьников, которые проводятся уже двенадцать лет, и получили статус Молодежного Форума социальной деятельности.
Конференция ставит перед собой и успешно реализует несколько задач: выявить и привлечь абитуриентов с хорошим уровнем знаний в социальной сфере, студенты «ВыСОт» получают возможность показать свои умения и, наконец, обмен опытом и общение прогрессивных молодых людей дают очень много для их личностного роста. Члены Научного жюри, ученые с большим опытом и знаниями, не раз поражались глубине и неординарности социальных проблем, которые поднимали участники конференций. Например: зависимость успешности студентов от нравственных качеств преподавателей; влияние солнечных лучей на успеваемость детей; возможность определения судьбы человека по его имени, фамилии и даже почерку; взаимосвязь самооценки школьника с его социальным статусом и многие-многие другие исследования, которые распределяются по пяти научным социальным направлениям: социально-педагогические и психологические исследования; общественно-социальные и политические исследования; социально-экономические исследования; исследования по экологической социализации человека; социально-лингвистические и филологические исследования.
У членов жюри, а также экспертной комиссии, состоящей из специалистов по социальной работе, стоит очень сложная задача: выбрать из 60-100 участников победителей научных номинаций, которым, кроме дипломов, вручается научная стипендия. А, поскольку, конференция определена как научно-практическая, самые достойные выделялись по следующим критериям: участник должен был не только «поднять» острую проблему, но и убедительно доказать свою точку зрения, показать «авторский» путь разрешения трудной социальной ситуации. На конференции отмечаются не только участники, но и научные руководители лучших исследований, которые получают рекомендации Научного жюри для повышения квалификационной категории по месту работы.
Третье направление научной деятельности - «Высшая школа социальных отношений» является официальным партнёром международного проекта ТЕМПУС, полученного сертификата о сотрудничестве, подписанного во Франции академией Гренобля.
Образовательный проект «Профессионализация обучения в социальной сфере» направлен на модернизацию образовательных программ в области подготовки социальных работников. В ходе работы с иностранными партнёрами обновлены обучающие программы в сфере социальной работы в соответствии с Болонским процессом и Лиссабонскими рекомендациями, специалисты нашей школы прошли стажировку в странах Европы.
Наш ректор В.Н. Абросимов является главным редактором научного международного журнала "Современные исследования социальных проблем" (журнал включен в Реферативный журнал и Базы данных ВИНИТИ Российской академии наук и международную библиографическую и реферативную базу данных EBSCO Publishing).
ссылка: http://sisp.nkras.ru/p-ru/red.html
Так, реализуя поставленные перед собой задачи, Научно-методический центр получает неоценимый опыт, который позволяет сделать вывод, что будущее развитие и прогресс образования невозможны без науки.
Управляем собой- управляемой судьбой
Студенческое самоуправление во многих образовательных организациях представляет собой не реально-работающий, а «игровой» учебный орган. Мы постарались изменить этот неверно сложившийся стереотип. Студсовет «ВыСОт» имеет права и обязанности, а также наделен полномочиями, которые «закреплены» Ректором. Проблемы дисциплины, межличностные конфликты, вопросы организации отдыха студентов «отпадают» сами собой, когда во главе самоуправления стоит лидер, пользующийся авторитетом, способный не только направлять деятельность студенческого коллектива, но и объединять его членов по интересам, превратить все студенческие праздники в яркие запоминающиеся события. Будь то всеми любимое «Посвящение в студенты», романтический и веселый праздник «Всех влюбленных», «День здоровья» или «День знаний»
Еще одна особенность – активное участие преподавателей во всех событиях «ВыСОт». Дружеская атмосфера взаимопонимания студентов и педагогов сложилась именно во время совместно проведенного досуга.
Студенческий Совет «Высшей школы социальных отношений» имеет свой орган издания – газету «ВыСОта», в которой можно поднять любую проблему, поделиться мыслями о настоящем и будущем, а также поместить свои лирические откровения в традиционной рубрике «творчество». Для того, чтобы научиться писать понятно, доступно и грамотно, в программе обучения «ВыСОт» предусмотрена специальная дисциплина дополнительного образования «Коммуникации в СМИ». Преподает этот курс его автор, профессионал своего дела с большим опытом практической работы в журналистике – Марина Петровна Абросимова.
На этих занятиях студенты узнают не только о жанрах и стилях написания информации, но и знакомятся с понятием социальной ответственности журналиста, нравственными аспектами и правовой регламентацией его труда. То есть, курс «Коммуникации в СМИ» интегрирует в себе психологию, юриспруденцию, социальную работу. Успешность этой программы состоит в том, что студенты все свои теоретические знания тут же реализуют практически, ведь в журналистике теория и практика неотделимы друг от друга. Для того, чтобы написать материал на определенную тему, нужно встретиться с его героями, изучить проблему, заинтересовать собеседника и, в конечном счете, умело систематизировать информацию, сделать свой вывод.
Поэтому, результатом такого обучения становится аналитическое мышление, определенное мировоззрение студента, позволяющее увидеть свою роль в сложном мире социальных и экономических изменений.
От практики - к действию
Подтверждением специфики многолетней деятельности Высшей школы социальных отношений мы считаем то, что студенты, на протяжении всего времени обучения, принимают активное участие в социальных акциях городского, регионального и краевого уровней.
Семинар «Позитивный опыт работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями», организованный Центром социальной помощи, с которым «ВыСОт» долго и плодотворно сотрудничает, дал нашим студентам неоценимый опыт для дальнейшего углубленного изучения выбранной специальности. Ведь, они могли познакомиться и пообщаться с больными детьми, проанализировать успешные случаи реабилитации маленьких инвалидов.
Общественно-политическая акция «Единый край – новые горизонты», которую проводило Агентство соцзащиты населения края, позволила студентам «ВыСОт» участвовать в двух проектах: «Детство» и «День социальной грамотности». Они имели возможность проверить свои юридические знания прав детей и их родителей.
Наша организация, разрабатывая новые направления своей деятельности, проводит большую работу по социальному и культурному обслуживания членов Обществ инвалидов, глухих и слепых. На «День пожилого человека», студенты, вместе со своими кураторами, участвуют в мероприятиях и оставляют такое благоприятное впечатление, что их приглашают на празднование Нового года, Дней рождений . Много теплых слов говорят в адрес будущих специалистов после таких событий – хвалят за доброе и умелое отношение к старости.
Сами студены считают, что получить навыки профессии, а с ними и социальный опыт, можно только столкнувшись с реальной ситуацией. Поэтому, они большое внимание уделяют производственным практикам.
Например, Ирина Карелина (окончила "ВыСОт"- дипломом с отличием), после прохождения практики по дисциплине «Социальная работа с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации», в ОПДН УВД г.Кызыла (республика Тыва), сделала вывод, что становление собственных профессиональных качеств стало возможным только во время конкретной, ответственной и сложной работы в составе следственно-оперативной группы (сейчас служит в управлении внутренних дел специалистом по социальной работе).
Надежда Бутанаева (признана лучшим Председателем студенческого совета) проходила специализацию в Центре социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы и «открыла» в себе психолога. Работая с грубым и циничным «клиентом», она смогла вызвать его на откровенный разговор и увидеть совсем другого человека.
Таким образом, производственные практики позволяют освоить социальную работу на любом ее уровне. В этой связи, хочется привести особое мнение председателя Государственной аттестационной комиссии, одного из выпусков, Михалевой Ларисы Петровны, кандидата педагогических наук, заведующей кафедрой педагогики КГПУ имени В.П.Астафьева: «Нельзя не отметить гиперактуальность тематики дипломных работ и их значимость для решения социальных проблем региона. Многие материалы могут быть использованы для создания методических рекомендаций. Я думаю, такому высокому уровню готовности выпускников к государственной аттестации и сформированности не только профессиональных знаний, но и умений, способствовали разнообразные активные практики в процессе обучения».
И действительно, сегодня все выпускники востребованы и работают по специальностям или продолжают обучение в Университетах страны, повышая свою квалификацию.